«Ростех» потратит не менее двух лет на укороченную версию самолета МС-21

По словам Чемезова, интерес к новой версии авиалайнера проявляет «Аэрофлот»
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

«Ростех» планирует создать укороченную версию среднемагистрального самолета МС-21, рассчитанную примерно на 140 пассажиров, что позволит увеличить дальность полета лайнера. Об этом 18 ноября сообщил журналистам на авиасалоне Dubai Airshow 2025 гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов. По его словам, на это потребуется не менее двух лет. В состав «Ростеха» входит разработчик МС-21 – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

Увеличение дальности остается ключевым направлением развития программы МС-21, отметил Чемезов. По словам топ-менеджера, авиастроители «хорошо понимают, какой путь для этого предстоит пройти». Работа будет включать совершенствование систем и агрегатов, снижение их массы, а также повышение топливной эффективности двигателей без ущерба для надежности и безопасности, перечислил он.

Чемезов подчеркнул, что текущая версия самолета МС-21-310, сертификационные полеты которого уже завершаются, полностью соответствует техническому заданию Минпромторга от 2009 г.: дальность полета авиалайнера составляет 3500 км, вместимость – 180 пассажиров. Он также напомнил, что эволюция самолетов в сторону увеличения дальности – стандартная практика в мировом авиастроении, и привел в пример семейство Boeing 737, дальность которого росла от модели к модели. «Boeing 737-100 – первый в семействе 737-х – имел дальность 2600 км, следующая модель – 737-200 – 3500 км, и этот показатель совершенствовался в ходе дальнейшего развития модели», – сказал Чемезов.

В сентябре 2025 г. ОАК обновила на своем сайте технические характеристики МС-21, сократив дальность его полета на четверть – с 5100 до 3830 км в двухклассной компоновке на 175 пассажиров («Ведомости» рассказывали об этом 11 ноября). Как пояснял тогда представитель «Ростеха», были опубликованы уже не проектные параметры, а расчетные характеристики реального самолета, который создан, проходит сертификацию и готовится к передаче эксплуатантам. В марте 2024 г. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что в процессе импортозамещения МС-21 потяжелел почти на 6 т, что сократило его дальность до 2800 км. Тогда в «Ростехе» заявили, что разработчики увеличили максимальную взлетную массу на 6 т, чтобы создать потенциал для развития конструкции, включая возможность заправки дополнительного топлива, вместе с ростом полезной нагрузки.

Сейчас Чемезов обратил внимание на то, что свыше 80% пассажиропотока в России перевозится на расстояниях не более 3000 км. Это, по оценке топ-менеджера, подтверждает востребованность самолета в существующей конфигурации. Первые серийные МС-21 появятся уже в 2026 г., добавил он.

Интерес к укороченной версии самолета – МС-21-210 – проявляет «Аэрофлот», сообщил Чемезов. В то же время, по его данным, авиакомпания «пока согласна» с тем, что госкорпорация будет выпускать тот самолет, «который сегодня есть». В перспективе будет идти работа над созданием более короткой версии, с тем чтобы сделать маршруты более дальними, продолжил топ-менеджер. «Ведомости» направили вопросы в Минпромторг и «Аэрофлот».

Работы над удлиненной версией МС-21 сейчас не ведутся – это потребовало бы установки более мощных двигателей, уточнил Чемезов.

О том, что МС-21 может получить наравне с базовой версией укороченную на одну секцию фюзеляжа, говорил еще осенью 2024 г. в интервью «Ведомостям» первый вице-премьер Денис Мантуров. Он связывал такую возможность с наличием санкционных ограничений для проекта и допустил, что это даст возможность авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом весовых характеристик и сохранить параметры по дальности полета при загрузке 140–150 человек.

Эскизно-технический проект укороченной версии МС-21 будет представлен до конца 2025 г., говорил Чемезов в августе в интервью «РИА Новости». Дальше необходимо решить вопросы финансирования, после чего может начаться разработка конструкторской документации, уточнял он. Преемственность с текущей версией МС-21-310 сохранится, поэтому на создание авиалайнера может потребоваться меньше времени, чем занимает создание с нуля, говорил топ-менеджер.

Среднемагистральный МС-21 создается для внутренних и международных рейсов на замену устаревшим советским самолетам и как конкурент западным аналогам Boeing и Airbus. После выхода из проекта международных партнеров и ввода иностранных санкций ОАК ведет работы по замещению импортных комплектующих, агрегатов и двигателя МС-21 на отечественные. Серийное производство двух первых МС-21 должно начаться в 2026 г. Твердый контракт на их поставку на данный момент заключен группой «Аэрофлот» с лизинговой компанией «Авиакапитал-сервис» «Ростеха». К 2033 г. группа намерена увеличить парк этих самолетов до 200 единиц.

Создание укороченной версии МС-21 – возврат к исходной концепции семейства, говорит главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. По его оценке, эта версия самолета будет иметь запас топлива, аналогичный «старшей» модели МС-21-310, и меньший по сравнению с ним вес, что обеспечит увеличенную дальность полета как конкурентное преимущество. В России достаточно маршрутов, для которых базовый МС-21-310 избыточен по вместимости, а новая модификация самолета «подойдет идеально», полагает эксперт.

Выйти на сертификационные испытания укороченной версии МС-21 за два года – задача реалистичная с учетом уже имеющихся наработок ОАК и того, что это модификация существующего самолета, полагает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Затем сами сертификационные испытания займут какое-то время, – таким образом, всего на выход на рынок МС-21-210 может потребоваться несколько лет, добавил он.